Рейтинговая революция: Изучаем преимущества внутриотрядного рейтинга!

Включение детского коллектива в соревновательную систему - важный момент по итогам организационного периода лагерной смены. Дети уже ознакомились с правилами лагеря, а значит готовы и словом, и делом это показывать.

Зачем детям соревнование?
  • Мотивация и рост
    Соперничество подталкивает человека выходить за пределы своих возможностей, ставить амбициозные цели и развиваться. Когда ребёнок видит, что кто-то достигает большего, это стимулирует его работать усерднее.
  • Оценка своих способностей
    Сравнение с другими помогает понять свои сильные и слабые стороны. Это как своеобразный "чек-ап" навыков: если кто-то делает что-то лучше, это сигнал к тому, что можно улучшить.
  • Азарт и удовольствие
    Соревновательный дух добавляет азарта в рутинные дела. Будь то спорт, работа или творчество, стремление победить делает процесс увлекательным.
  • Развитие дисциплины и упорства
    Конкуренция учит не сдаваться после неудач, анализировать ошибки и пробовать снова. Это формирует характер и устойчивость к трудностям.
  • Социальное взаимодействие
    Соперничество (в здоровой форме) объединяет людей: появляются соперники, наставники, команды. Это помогает находить единомышленников и учиться у других.
  • Достижение выдающихся результатов
    Многие великие открытия и рекорды были сделаны именно благодаря конкуренции. Например, космическая гонка привела к огромному скачку в технологиях.
Рейтинг поможет вожатому замотивировать каждого ребёнка индивидуально на выполнение базовых функций и преодоление новых вершин. Например, через систему рейтинга можно вызвать в детях стремление как можно лучше убираться в комнате, помогать товарищам, проявлять активность на занятиях или соблюдать дисциплину. Главное, чтобы рейтинг не стал причиной конфликтов среди ребят и поводом для разочарования детей в своих силах. Задача вожатого - создать здоровую конкуренцию, в рамках которой каждый ребёнок будет заинтересован набирать баллы, двигаться по уровням, включаясь во все процессы, которые предлагают ему в отряде и в лагере.
Создаём здоровую конкуренцию

Ребёнок не против всех, а за лучшие результаты самого себя
В рамках внутриотрядного рейтинга дети должны остаться одной командой, а значит цель вожатого - настроить их не на борьбу друг с другом, а на стремление стать лучше самих себя вчерашних.
Справедливая система оценки
Вожатому будет недостаточно сказать ребятам: "У кого чисто в комнате, тому 5 баллов, у кого похуже - 4 балла и тд.". Каждый ребёнок должен понимать критерии оценивания, а также знакомиться с результатами после каждого "этапа" (в нашем случае дня).
Ежедневная рефлексия по итогам подсчёта баллов
Выставляемые баллы должны быть не только своевременными, но и проговоренными с ребятами. Вожатый доносит информацию о результатах дня до ребят ежедневно и вместе с ними анализирует, где ребёнок достиг успеха, а где в следующий раз ему стоит лучше постараться.
Контроль процесса со стороны взрослого
В конкурентной среде у ребёнка может возникнуть желание где-то схитрить, чтобы обойти другого. Вожатый отслеживает такие моменты и выступает в роли честного судьи.

Кроме того, вожатый направляет детей поддерживать друг друга, предлагает интересные формы поощрения и помогает добиваться успеха каждому.

Рейтинг - не таблички и цифры, рейтинг - увлекательная игра

Тематика смены
Заранее ознакомься с тематикой смены, развитием легенды и основными мероприятиями, чтобы гармонично вписать внутриотрядный рейтинг в общие процессы.
Общелагерный рейтинг
Проанализируй, как будет организовано соревнование на смене между отрядами. Кем будут отряды по легенде? За что они будут соревноваться? (в легенде и фактически)
Изучи детали
Обратись к фильмам и книгам по теме, почитай статьи, чтобы разобраться в вопросе и взять достоверную и необычную информацию за основу внутриотрядного рейтинга.
Стремитесь сделать рейтинг в тематике. Пусть дети в течение смены собирают топливо для ракеты, чтобы долететь до самой далёкой звезды, или прокачивают своего персонажа (например, туриста), чтобы подготовить его к походу.
Что включаем в систему внутриотрядного рейтинга?
Содержание рейтинга регулируется вожатыми, детьми и старшим педагогическим составом лагеря. Включайте в него те пункты, которые уже есть в общелагерном рейтинге, и дополняйте тем, что важно вам во внутриотрядной деятельности.
  • Чистота и порядок
    Вопрос чистоты в комнатах принципиально важный, так как от него в т.ч. зависит здоровье детей. Соответственно, без него не может существовать ни одна система рейтинга в ДОЛ.

    Рейтинг чистоты обычно формируется не индивидуально, а по комнатам проживания. Критерии складываются из внутренний правил организации на основе сан.-пинов к гигиеническому содержанию помещений.
    1
  • Активность на мероприятиях
    Часто в детские лагеря приезжают дети, уже замотивированные на активный отдых. Они готовы петь, танцевать, рисовать, участвовать в спортивных состязаниях и тд. За активистами начинающему вожатому легко не заметить тех, кто не менее талантлив, но скромен и боится показывать себя.

    Развивая в каждом ребёнке активность, вы найдёте все возможные таланты, поможете ребятам раскрыться и удивите всех разносторонностью своего отряда.
    2
  • Труд и помощь
    Предложите детям организовать субботник, помочь сотрудникам лагеря в выполнении их задач или сходить к младшему отряду, чтобы поиграть или почитать книжку. Также можно организовать наставничество, в котором "старички" лагеря будут помогать адаптироваться новеньким.

    В помощи окружающим смогут проявить себя даже самые скромные ребята, а также те, кто отрицают выступления на сцене и другие формы активности.

    Главное, чтобы стремление помочь было искренним, а это зависит от настроя детей вожатым.
    3
  • Реализация роли в самоуправлении
    Установите дежурство в отряде по поддержанию чистоты на отрядном месте, назначьте ответственных за подъёмы всех по утрам или за проверку выключенного света в комнатах во время выхода из помещений, выберите ребёнка, который будет составлять и включать треки на колонке во время прогулок или выполнения отрядных задач.

    Многие свои функции вожатый может делегировать детям, но важно помнить, что в первую очередь ответственность остаётся всё равно на взрослом.
    4
  • Дисциплина и поведение
    В каждом лагере есть правила пребывания для детей. За нарушение некоторых ребёнка просто поругают, за что-то - вычтут баллы из рейтинга отряда, а за некоторые серьёзные проступки могут и отчислить.

    Ознакомьтесь предварительно сами с правилами лагеря, затем донесите в интересной форме до детей, а потом вместе подумайте, как может поощряться соблюдение этих правил, и что будет за их нарушение.

    Важно: вожатый не наказывает детей физически! Вы можете вычесть баллы показателя дисциплины, строго поговорить или согласовать разговор ребёнка с администрацией лагеря.

    Тем не менее, всегда помните, что непослушание ребёнка - показатель работы самого вожатого, так что лучше ответьте себе на вопрос: "Что я могу сделать ещё, чтобы эта ситуация не повторилась?"
    5
  • Инициатива
    "Старички" лагеря знают его особенности и понимают, как устроен быт, какие проходят мероприятия, что в лагере уже работает хорошо, а где есть пробелы. Со временем им становится скучно от однообразия деятельности, и пока это не случилось, начните передавать часть ответственности в их руки.

    Вы можете предложить детям подумать, что лично они могут предложить лагерю. Может, они захотят организовать новое общелагерное мероприятие? Или провести интересные активитеты для других ребят? А вдруг у вас есть ребята, мечтающие заняться благоустройством территории? Согласуйте искренние порывы детей со старшим педагогическим составом и вперёд!
    6

Ведите рейтинг ежедневно и сохраняйте все записи на отрядном уголке. Так вы сможете отслеживать все процессы сами и показывать детям их прогресс в течение всей смены.

Реализация рейтинговой системы
У человека 5 основных каналов восприятия информации из окружающего мира. Кто-то лучше понимает на слух, а кому-то важно увидеть всё своими глазами. Работайте через все способы, чтобы охватить всю детскую аудиторию.
Зрение
Визуально отражайте происходящее в рейтинге. Базово и скучно - таблички и схемы, интересно и интерактивно - движение персонажей по уровням, накопление условных предметов или явлений (монетки, искорки, звёздочки - в зависимости от тематики смены и показателя рейтинга).
Слух
Проговаривайте с ребятами всё происходящее - какие есть показатели, от чего они зависят, как считаются баллы, кто и сколько набрал по итогам дня.

Для мотивации ребят озвучивайте имена тех, кто занимает наиболее высокие места в рейтинге, а также тех, кто не первый, но ему необходимо это услышать для поддержания духа, потому что он сделал что-то важное здесь и сейчас.
Вкус и обоняние
Так сладок вкус победы! К счастью, в детских лагерях есть определенные ограничения, связанные с сан.-пинам по организации питания. Например, вожатый не может раздавать детям чупа-чупсы в награду или покупать тортики.

Тем не менее, в лагерях не запрещена еда, приготовленная на пищеблоке организации или в другой форме, официально существующей в вашей организации. Вряд ли вам лично будут печь булочки каждый раз, когда ребёнок выступит на сцене, но как элемент награды в общелагерном рейтинге имеет место быть.
Осязание
Дети сами оформляют внутриотрядный рейтинг, а также продолжают его вести всю смену. Они его мастерят, вешают на стены, оформляют наградные элементы, а потом каждый день сами могут выставлять себе баллы за достижения по согласованию с вожатым.

Кроме того, можно ввести особые элементы рейтинга, которые дети смогут брать с собой на мероприятия и др. события. Например, каждый день вы можете выбирать лидера отряда, которому будет вешаться соответствующий значок на одежду (значки можно копить или каждый день значок будет переходить от одного ребёнка к другому в зависимости от ваших возможностей).
Система индивидуального подхода в рамках внутриотрядного рейтинга
Не оценивай всех детей как одного. Кто-то чуть более талантлив, кто-то с детства в спорте, кто-то всегда и везде хочет быть на виду. Таких ребят вы определите сразу, но задача вожатого - реализовать на смене каждого ребёнка. Рассмотрим несколько примеров.
  • Тихони
    Если ребёнок не стремится показать себя, сам поговори с ним о том, чем он занимается в городе, чем увлекается.

    Когда найдёшь что-то, что можно реализовать в лагере из сферы его интересов, обязательно предложи ему это сделать и помоги в реализации, поддержи.
  • Отдыхающие
    Если ребёнок приехал в лагерь "отдыхать и ничего не делать", то и увезёт он со смены столько же, т.е. ничего.

    Первый шаг тот же - узнай о нём как можно больше информации, определи сильные стороны и в подходящий момент попроси помочь отряду, ведь без него вы совсем не справитесь. И не забудь в рефлексии отметить, какой же он молодец, что помог команде и проявил себя!
  • Непоседы
    Есть такие ребята, которые никогда не сидят на месте и каждый раз во что-то вляпываются и создают вокруг себя хаос.

    Твоя задача - направить их стремление к разрушению в созидание и создание нового. Предложи ребёнку больше интересных и ответственных задач и покажи ему обратной связью от себя и команды, что он может проявляться иначе, и это гораздо приятнее.


  • Лидеры
    Ребёнку, который привык всегда и везде был первым, может быть скучно выполнять однотипные задачки, с которыми он быстро научится справляться.

    В отряде он может занять роль наставника и помогать отстающим, выполнять поручения вожатого, войти в состав общелагерного самоуправления и тд. Твоя задача - направить его к стремлению сделать больше.
Конечно, это не все типы ребят, которых ты встретишь в лагере. Всегда помни, что действия детей напрямую связаны с работой вожатого. Если не получается один подход, пробуй второй, третий... И самым ценным в итоге окажется не то, что у тебя было в отряде 24 активных и ярких ребёнка, а то, что ты помог кому-то впервые выступить на сцене, помог найти друзей ребёнку, которого буллят в школе, научил заботиться об окружающих самого задиристого мальчишку или привил любовь к чтению у тех, кто приехал чисто отдохнуть.

Несколько важных советов в напутствие:

Не зацикливайся на финансово-затратных формах вознаграждения детей. Проанализируй, что важно именно твоему отряду. Может, они хотят крутое внутриотрядное мероприятие? Или отправиться в поход в конце смены? Оцени свои навыки, посоветуйся со старшим пед.составом и предложи детям что-то интересное.

Ещё можно выдавать наклейки, небольшие открытки, творческие поделки.

Не всегда нужно придумывать велосипед. Возможно, интересные формы рейтинга уже есть или были реализованы когда-то, просто займись изучением этого вопроса.

Например, часто ли на отрядном уголке в детском лагере сейчас встретишь доску почёта? А кому из ребят в конце смены не будет приятно получить грамоту за деятельность внутри отряда?
Будь примером для своего отряда. Если хочешь, чтобы в комнатах у ребят было чисто, наведи порядок у себя. Весь отряд опаздывает на зарядку? Просыпайся пораньше и буди их. Хочешь, чтобы они добивались успехов в спорте? Участвуй вместе с ними в тренировках. Ребята не хотят носить головные убору? Проверь, на месте ли он у тебя.

Будь частью команды, а не оценивающим надзирателем!
Made on
Tilda