Осознанное делегирование: один в поле воин?

Делегирование — это передача задач, прав и полномочий от руководителя к подчинённым. Цель — оптимально распределить ответственность и повысить продуктивность команды. В концепции детского лагеря делегирование происходит от вожатого к детям.

Зачем вожатому делегировать свои задачи?
Всё просто! Одна из причин - вожатому нужно поручать свои задачи детям, чтобы оставаться здоровым, активным и интересным наставником для своей команды! Выстроенная система работы актива в отряде называется внутриотрядной системой самоуправления, т.е. дети сами управляют процессами.
Важно: делегировать детям можно далеко не всё!

Что делегировать категорически запрещено?
Безопасность детей
Детям нельзя делегировать управление эвакуацией в случае ЧС, принятие решений в случаях потенциальной опасности и тд.
Общение с родителями других детей
Если в отряде случился конфликт, и вас уже ждут на КПП родители одного из его участников, вожатый не может привести к ним второго ребёнка для коммуникации. Всё решается только через взрослых.
Ведение отчётной документации
Дети не принимают участия в заполнении пед.дневника, не несут ответственность за сдачу документов. Также вожатый не предлагает им читать любые сообщения из рабочих чатов.
Решение вопросов о здоровье
Данные о здоровье конфиденциальны и не подлежат разгласке. Дети не могут отводить друг друга в мед.пункт и следить за приёмом лекарств другими детьми.
Ещё несколько правил делегирования...
  • Взрослый остаётся взрослым
    Делегируя задачи детям, вожатый не снимает с себя ответственность за результат. Ставь чёткие задачи и контролируй их выполнение.

    Если дети не справляются делать что-то самостоятельно, вожатый предпринимает действия для того, чтобы им помочь, направляет и обучает.
  • Не заставляй
    Каждый ребёнок, принимая на себя новую задачу, должен хотеть её выполнять. Принуждениями, уговорами и навязыванием успеха не добьёшься.

    Расскажи ребятам про те роли, которые можешь предложить им ты. Спроси, какие роли они хотели бы ввести в самоуправление сами. Обсудите значимость выполнения этих ролей, вместе подумайте о том, кто и чем сможет заниматься.
  • Формулируй задачи
    Чтобы дети могли выполнять задачи именно так, как ты хочешь, они должны понимать, что конкретно ты хочешь от них.

    Объясняй функционал каждого ребёнка пошагово, с деталями и сроками выполнения. Спрашивай, всё ли понятно и помогай в течение смены.
  • Роль найдётся каждому
    У каждого ребёнка к концу 3-го дня смены должна быть ответственная роль в коллективе. Это придаст ему чувство сопричастности к общему делу и поможет быстрее влиться в коллектив.

    Будь готов, что если у ребёнка не будет такой роли, то с вероятностью 90% он вскоре начнёт собирать чемодан.
  • Благодари
    Каждому человеку важно знать, что его действия имеют значение. Повар готовит еду, чтобы накормить детей. Горничная моет пол, чтобы ребята не дышали пылью. А зачем ребёнок будит всех по утрам? Для чего он рисует стенгазету? Кому нужно, чтобы он контролировал порядок в отрядном месте?

    Вожатый отслеживает выполнение функций самоуправления, отмечает их успехи и неудачи в системе рейтинга и благодарит детей за их труд, потому что они делают значимые вещи для него и всей команды.
  • Будь в повестке
    Со временем ребёнок может понять, что та роль, которую он взял в начале смены, ему не подходит - скучно, сложно, не интересно. Это нормально, ведь и ты иногда не знаешь, с каким вкусом купить шоколадку.

    Отслеживай включённость ребят в их роли и, если понимаешь, что ребёнок перестаёт так активно выполнять поставленные задачи, не мучай его - поговори и предложи заняться чем-то другим.
Совет: чтобы грамотно распределить между ребятами роли, узнай сначала их интересы и увлечения.
Вожатый:
А чем ты любишь заниматься?
Ребёнок:
Я хожу в художественную школу и очень люблю рисовать! Нас учат рисовать всё - природу, животных, людей и даже эти... натюрморты!
Вожатый:
Это так здорово! Нам будет очень полезна твоя помощь в подготовке отрядного уголка. Может быть, ты хочешь стать нашим художником оформителем? Ты будешь заниматься организацией всего процесса - планировать с ребятами дизайн, рубрики, распределять задачи и контролировать их выполнение. Нам его нужно подготовить через несколько дней, так что нужно хорошенько потрудиться.
Ребёнок:
Я переживаю, что это будет сложно, но если вы мне поможете, то я с удовольствием займусь этим!

Первое делегирование в лагере происходит, когда вы с детьми распределяете роли в детском самоуправлении.
Из стандартного перечня:
  • Лидер отряда
    Ребёнок, который берёт на себя ответственность за всю команду. Помогает вожатому контролировать работу внутриотрядного самоуправления, организует работу в коллективной деятельности.
  • Чистюля
    Ребёнок, который ежедневно проверяет чистоту в детских комнатах и выставляет за неё баллы во внутриотрядном рейтинге. Также может проводить просветительскую работу в отряде - создавать плакаты, проводить беседы и тд.
  • Будильник
    Ребёнок, который каждое утро будит весь отряд и проверяет, что все проснулись и начали собираться.

    Чтобы избежать конфликтов между мальчиками и девочками, будильников может быть двое.
  • Строевой
    Ребёнок, который собирает весь отряд на улице перед отправкой куда-либо, распределяет по парам и пересчитывает.
  • Художник-оформитель
    Ребёнок, который координирует все творческие процессы в направлении рисования. Например, создание отрядного уголка, подготовку плакатов болельщиков, декорации к мероприятиям.
  • Тренер
    Ребёнок, который организует подготовку отряда к спортивным состязаниям - планирует тренировки, договаривается с инструктором по ФК, составляет списки команд на матчи, вдохновляет ребят на победы.
  • Хореограф
    Ребёнок, который ставит танцевальные номера для выступлений отряда, проводит репетиции и учит других ребят танцевать.
  • Тайм-менеджер
    Ребёнок, который следит за расписанием и напоминает отряду, что всем пора выходить на следующее мероприятие.
  • Завхоз
    Ребёнок, который контролирует сохранность имущества, которое отряд получил в пользование на смену. Убирает всё на своё место после использования.
МЕСТО ДЛЯ ТВОЕГО ТВОРЧЕСТВА
Стандартного набора ролей вам скорее всего не хватит, а также в течение смены появится потребность введения новых ролей с целью реализации всех детей. Будь креативным и мобильным в этом вопросе!

Рассмотрим, какие роли могут быть не стандартными, но интересными ребятам:
Атмосферный
Попросите ребёнка создать уютную атмосферу на вашем отрядном месте. Он может подготовить декорации или оформить доску с мотивашками.
SMM-менеджер
Сейчас буквально каждый ребёнок умеет снимать и монтировать клипы, так почему бы не заняться этим в лагере? Ребёнок может планировать видео, организовывать съёмки и монтировать материал.
Ресторанный критик
Попробовать на вкус и выставить оценку поданному блюду? Это по силам настоящим гурманам! (Подойдёт вожатым младших отрядов, у которых дети не хотят есть суп)
Мастер кричалок
Предложите ребёнку сочинить кричалки для отряда на разные ситуации, разучить их с отрядом и исполнять дружно в лагере.
Проводник
"Старичок" отряда, который помогает влиться в правила лагеря новеньким ребятам.
Летописец
Так хочется сохранить в памяти все забавные моменты смены! В этом деле вам поможет ребёнок, который будет вести "словарь" и записывать интересные цитаты ребят из отряда.
3 совета вожатому:
  • Визуализируй
    Отражай роли, задачи и успех каждого ребёнка на отрядном уголке.
  • Будь в тематике
    В лагере важно, чтобы не только общелагерные мероприятия были в тематике, но и работа вожатого. Придумывайте креативные названия ролей в тематике смены!
  • Доверяй
    Дети действительно могут выполнять качественно разные задачи - проводить мероприятия, выступать наставниками, помогать друг другу и лагерю, но им важны твои помощь и поддержка.
В отражении системы самоуправления на отрядном уголке важны:
  • Обязательность
    Отражение ролей в системе самоуправления - обязательный компонент отрядного уголка.
  • Наглядность
    Дети должны видеть, кто и за что несёт ответственность. Так они оценят свою роль с большей значимостью, а также будут знать, к кому можно обратиться.
  • Оценённость
    Включи выполнение задач в рамках самоуправления во внутриотрядный рейтинг, чтобы труд каждого был оценён в полной мере.
  • Мобильность
    В течение смены могут меняться роли у детей, а также добавляться новые задачи или завершаться старые. Отслеживай это и обязательно отражай в уголке.

Поверьте в своих детей, и вы вместе сможете достичь всех вершин! Помни: твой вклад в детей в организационный период вернётся многократно в основном периоде смены!

Made on
Tilda