Набирая обороты: делегируй, управляй и действуй

За организационным периодом смены следует основной (4-17 дни).
Основной период - это кульминация лагерной жизни, когда дети уже адаптировались, но ещё полны энергии. Задача вожатого — поддерживать динамику, вовлекать всех в активность и следить за психологическим климатом.
Функции вожатого в основной период
  • Контроль режима дня и дисциплины
    Чёткий распорядок:

    ➜ Соблюдай баланс между активностями и отдыхом.

    Гибкие правила:

    ➜ Дети устают — иногда можно отступить от графика (например, заменить вечернюю дискотеку на кино под звёздами).

    Но! Базовые правила (безопасность, уважение) — не обсуждаются.

    Контроль самочувствия:

    ➜ Напоминай о гигиене, питьевом режиме, защите от солнца и тд.
    ➜ Следи за настроением: если ребёнок замкнулся — поговори наедине.

  • Организация мероприятий
    Разнообразие форматов:

    Спортивные: эстафеты, турниры по настольным играм, весёлые старты.
    Творческие: конкурсы талантов, рисование на асфальте, создание отрядной газеты.
    Интеллектуальные: викторины, квесты с загадками, «Что? Где? Когда?».

    Вовлечение всех детей:

    ➜ Работа детского самоуправления.
    Альтернативные задания, если ребёнок не хочет участвовать в коллективной деятельности.

    Работа в командах:

    ➜ Меняйте состав групп, чтобы дети взаимодействовали со всеми.
    ➜ Продолжайте сплочать коллектив.
  • Поддержка психологического климата
    Конфликты:

    Не игнорируй ссоры, но и не решать всё за детей.
    ➜ Анализируй взаимодействие ребят и профилактируй (например, если заметил, что ребята в комнате ссорятся, можно заранее помочь им договориться).

    Индивидуальная работа с каждым:

    ➜ Раскрывай таланты всех детей на основе их интересов.
    ➜ Поддерживай отдельно каждого и всю команду.

    Настрой:

    ➜ Вдохновляй ребят на участие во всех событиях смены.
    ➜ Поддерживай позитив, будь примером и воодушевляй ребят на победы.

  • Формирование идентичности отряда
    Бренд:

    ➜ Название и девиз отряда - придумываются ещё в орг.период.
    ➜ Создание эмблемы отряда, флага.
    ➜ Формирование традиций (например, каждый день перед сном петь песни в орлятском кругу).
    ➜ Кричалки, песни, плакаты и др. шумовые и визуальные элементы отражения команды.

    Создание "своей" истории:

    ➜ Запоминайте с ребятами интересные и забавные истории, радуйтесь успехам. Например, можно делать кадры в значимые моменты, а потом их печатать и вешать на отрядный уголок.
    ➜ Заведите словарик отряда и записывайте туда смешные высказывания ребят из отряда.


  • Взаимодействие с другими отрядами
    Общение со сверстниками:

    ➜ Проводите совместные мероприятия с соседними отрядами, чтобы ребята знакомились.
    ➜ Устраивайте интересные активности соревновательного характера (например, весёлые старты).

    Общение с ребятами младше/старше:

    ➜ Часто младшие ребята хотят общаться со старшими, потому что они для них интересны и имеют авторитет.
    ➜ В ребятах постарше развиваем заботу об окружающих и предлагаем помочь малышам с бытовыми вопросами или просто провести время за чтением книг/общением.
  • Забота о здоровье и безопасности детей
    Гигиена:

    ➜ Даже если ты в орг.период всё рассказал детям про гигиену, с ними всё равно нужен постоянный контроль.

    Безопасность:

    ➜ Проживай все крутые моменты вместе с детьми, но всегда помни, что ты несёшь за них ответственность. Будь внимателен и осторожен, выбирай безопасные формы мероприятий.

    Взаимодействие с родителями:

    ➜ Делись с родителями успехами ребят, не бойся советоваться. Почаще выкладывай для них фотографии с мероприятий, чтобы они были спокойны.

Задача вожатого - организовывать интересный, познавательный и разнообразный досуг детей. Чем больше деятельности ты будешь предлагать ребятам и чем больше ребята сделают на смене, тем больше ярких воспоминаний у них останется по возвращении домой.
Вожатому важно организовывать деятельность детей постоянно!
Но всегда ли ему это нужно делать своими руками?
И можно ли подключить детей к самостоятельной организации досуга?
Рассмотрим, почему важно всё создавать руками самих ребят:
  • Развитие самостоятельности и ответственности
    Дети учатся принимать решения (например, как украсить отрядный уголок).
    Появляется осознание: «Мне доверяют — значит, я могу».
    Пример: Вместо того, чтобы самому раздавать спортинвентарь, вожатый назначает «хранителя мячей» — ребёнок следит за порядком и выдачей.
  • Раскрытие потенциала
    Делегирование помогает выявить скрытые таланты:
    Тихий ребёнок может оказаться отличным организатором.
    Непоседа — гениальным ведущим игр.

    Важно: Давать роли, которые чуть сложнее текущих возможностей ребёнка — это стимулирует рост.
  • Создание команды
    Когда у каждого есть зона ответственности, дети чувствуют:

    Вклад в общее дело («Без моих рисунков газета не получится!»).
    Каждый одинаково вкладывается, а значит вы все - одно целое.
    Взаимозависимость (чтобы квест прошёл успешно, нужны и сценарист, и актёры, и декораторы).
    Важно: профилактировать конфликты: «Он ничего не делает!».
  • Профилактика конфликтов
    Если вожатый всё решает сам, дети пассивны и начинают скучать или бунтовать.

    Делегирование снижает напряжение:

    Агрессивные ребята направляют энергию в организацию мероприятий.
    Стеснительные получают «безопасные» роли (например, ведение дневника отряда).
  • Облегчение работы вожатого
    Физически невозможно контролировать 20–30 детей 24/7.

    Разумное делегирование освобождает время для:

    Наблюдения за группой.
    Подготовки масштабных мероприятий.
    Решения нестандартных ситуаций.
  • Эмоциональная связь
    Вкладываясь в дело эмоционально, человек чувствует за это ответственность и обретает:

    Ощущение сопричастности.
    Понимание, что все действия были не напрасны, что они важны для общества.
    Желание оберегать то, что уже создано.
    Стремление развивать то, что есть, и возвращаться в лагерь для продолжения своей деятельности.
Развитие детского самоуправления
Основной период смены - отличное пространство для реализации всех детских идей. Что стоит учитывать вожатому?
  • Базовые задачи
    За креативными идеями детей важно не забывать про чистоту, дисциплину, благоприятную атмосферу в коллективе.
  • Соответствие возрастным особенностям
    Контролируйте, что именно дети предлагают, на предмет цензуры:

    ➜ Фильтруйте шутки детей (пора разобраться в молодёжных мемах!).
    ➜ Слушайте песни, прежде чем разрешать их включать на детских выступлениях.
    ➜ Проверяйте возрастные ограничения по фильмам и книгам, которые вы разбираете с детьми.



  • Интересы детей
    Ребятам будет увлекательнее что-то создавать в рамках своих интересов. Узнай у ребят, чем они живут в городе, и предложи реализовать их навыки и знания в отрядной деятельности.

    ➜ Если кто-то из ребят увлекается литературой, поставьте номер по любимому произведению.
    ➜ Если всем нравятся жирафы, сделайте их основным элементов вашего отрядного уголка.
    ➜ Если ребята хотят провести мероприятие для общения между отрядами, дайте им эту возможность.

  • Программу смены
    Ещё до начала смены старший пед.состав пишет её план - с перечнем мероприятий, с развитием тематики. Обязательно ознакомься с программой смены заранее, чтобы адаптировать деятельность детей и:

    ➜ Придумывать вместе с детьми тематические название и девиз.
    ➜ Скачать заранее тематический плей-лист для творческих номеров.
    ➜ Рассказывать детям детали тематики самому, а не пытаться поймать wi-fi в лагере.
Что вам предстоит делать 100%
Есть ряд событий, которые происходят в каждом лагере на каждой смене.
Творческие выступления

➜ Концерт открытия смены - каждый отряд представляет визитку.
➜ Песенные и танцевальные конкурсы - выступление отряда с номером.
➜ Конкурс талантов - выступают талантливые ребята.
Защита отрядного уголка

➜ Создание отрядного уголка с разными рубриками.
➜ Украшение отрядного места.
➜ Подготовка творческой презентации уголка.
➜ Ежедневное заполнение рубрик (чистота, рейтинг, экран настроения)
Конкурс болельщиков

➜ Подготовка плакатов в поддержку команды на спортивных соревнованиях.
➜ Придумка и репетиция кричалок.
➜ Если есть конкурс чирлидеров - репетиция танца, подготовка инвентаря (стилизация костюмов, создание помпонов).
В какой-то момент детям окажется недостаточно тех задач, которые у них уже есть:
➜ Не все ребята будут реализованы.
➜ Кто-то заскучает, потому что был в лагере уже много раз.

Здесь вожатый предлагает детям дополнительную нагрузку. Просто спроси у них: «А чем бы вам хотелось заняться в лагере? Какое мероприятие вам бы хотелось посетить?»

Дальнейшая работа выстраивается исходя из ответов детей в соответствии с их пожеланиями и интересами.

Важно: ответы детей по типу «Отдыхать», «Смотреть телевизор и есть чипсы» вожатым не принимаются в готовом виде. Уточните у ребят:

? А что для тебя отдых? Какие формы отдыха используешь в городе?
? Знаешь ли ты, как отдыхают ли в разных странах?
? Может быть, мы организуем интересную форму отдыха? Поход, медитацию, лирический вечер с песнями под гитару?

Не запрещайте детям думать так, как они думают. Ищите способы реализовать их идеи в доступном формате для вас и в разрешённом для лагеря.
Что вы можете предложить делать ребятам дополнительно?
  • Организация мероприятий
    Дети могут сами продумать и реализовать мероприятие в лагере различных форматов:

    ➜ Концертная программа - дети пишут сценарий, раздают задачи для отрядов по подготовке номеров, готовят декорации и аудио-сопровождение, ведущие репетируют речь и тд.
    ➜ Квест - формат, в котором легче всего найти роль для каждого, расставив детей в парах по станциям. Дети также пишут ввод и вывод, придумывают героев и задания на станциях, продумывают маршрут для каждого отряда.
    ➜ Лирический вечер - дети составляют сценарий и перечень песен, распределяют песни между отрядами и украшают атмосферно локацию.
  • Помощь младшим отрядам
    Все подростки стремятся к взрослости и самостоятельности, а помощь малышам - отличная возможность доказать их готовность к этому:

    Помочь с утра расчесаться и заплести косички, навести порядок в комнатах.
    Дойти парами до столовой под интересные беседы.
    Провести подвижные игры.
    Организовать деятельность в тихий час - поболтать в комнатах, почитать книжки, поиграть в настольные игры.
    Помочь вожатому с отбоем - проверить, что все переоделись и умылись, почитать сказки на ночь.

    Также взрослые ребята могут проводить мероприятия для младших отрядов.
  • Помощь лагерю
    На территории детского лагеря всегда найдутся задачи для юных помощников:

    Уборка на территории - собрать фантики, подмести дорожки, убрать ельник и шишки.
    Проверить чистоту в комнатах всех отрядов и выставить баллы.
    Уход за садом и огородом, расположенными на территории лагеря.
    Подготовить и развесить информационные плакаты. Например, про то, почему важно мыть руки.

    Важно: ребятам может показаться это не увлекательным, превратите всё в игру. Например, устройте конкурс картин из шишек, сделайте фото, а потом их соберите
Техника тайм-менеджмента "Канбан"
Канбан — это метод визуального управления задачами, который помогает организовать работу
понятно, гибко и без перегрузок. На отрядном уголке эта система выглядит примерно так:
  • -Запланировано-
    ? Задача № _
    Суть: написать сценарий к выступлению
    Ответственный: Иванов Серёжа
    Сроки: до 15:00 7 июня

    ? Задача № _
    Суть: согласовать плей-лист на дискотеку с диджеем
    Ответственный: Петров Вася
    Сроки: до 12:00 9 июня
  • -В процессе-
    ➜ Задача № _
    Суть: выучить танец для танцевального конкурса
    Ответственный: Сидорова Маша
    Сроки: до 17:00 6 июня
  • -Готово-
    Задача № _
    Суть: защитить отрядный уголок
    Ответственный: Ухова Вера
    Сроки: до 14:00 5 июня

    Задача № _
    Суть: подготовить визитку отряда
    Ответственный: Сидорова Маша
    Сроки: до 17:00 3 июня
Как это работает:
Формулировка задачи

Отряд получает новую задачу часто через вожатого. Например, ему на планёрке сказали, что нужно подготовить творческий номер.


Вожатый вместе с детьми обсуждает задачу - что нужно сделать, когда это должно быть готово.

Совместным решением ребята определяются с концепцией номера и дробят большую задачу на несколько маленьких. Например, написать сценарий, поставить танец, подготовить декорации и тд.

Конкретизация деятельности

Между детьми в отряде распределяется ответственность по всем маленьким задачкам и устанавливаются сроки:


Саша пишет сценарий к выступлению до 6 июня 12:00 и организует репетиции актёров до 7 июня 15:00.

Марина ставит танец до 6 июня 12:00 и организует репетиции до 7 июня 15:00.

Лена сводит весь номер со сценкой и танцем до 7 июня 19:00.

Визуализация задач

Все запланированные задачи фиксируется на листке бумаги (заметке) и размещаются на доске задач в разделе "Запланировано".


Когда ответственный ребёнок приступает к выполнению своей задачи, он переносит её в раздел "В процессе".


После того, как задача выполнена, её переносят в раздел "Готово".

Рефлексия

Вожатому важно следить за выполнением задач, а также помогать по потребности. Кроме того, нужно своевременно оценивать их деятельность:


Если задача выполнена хорошо и в срок, это важно отметить.

По завершении выполнения большой задачи с детьми нужно провести рефлексию.

Не забудь оценить работу и добавить баллы в рейтинг ребятам, которые постарались.

Далее мы поговорим про организацию коллективно-творческой деятельности в детском коллективе, и тебе станет понятнее, как в реальность управлять процессом самостоятельной работы детей и ничего не упустить.
Made on
Tilda