Этика вожатого. Смотрим на мир глазами ребенка

Приезжая на смену, вожатый вступает в отношения с огромным количеством людей. Его окружают дети, родители и сотрудники лагеря: администрация, педагогический состав, напарник, медицинский персонал и многие другие.

Важно понимать, что всех сотрудников лагеря объединяет одна большая цель: создать благоприятные условия для отдыха и оздоровления детей в лагере, сохранить их жизнь и здоровье. Только все идут к этой цели разными дорогами: вожатые поддерживают здоровые отношения в детском коллективе, помогают с бытовыми делами и развлекают детей, педагоги дополнительного образования занимаются развитием творческого, спортивного и интеллектуального потенциала, старший педагогический состав занимается организацией разнообразных процессов смены.

В этот список можно внести и горничных, и работников столовой, и медиков
Об этом важно помнить при коммуникации с любым из сотрудников лагеря, ведь когда ты понимаешь, что вы все стараетесь для лучшего результата, – коммуникация строится проще.

Кроме сотрудников, вожатый в лагере общается с детьми и родителями. На самом деле, цели всех трех сторон схожи - интересный и качественный отдых. Но откуда тогда возникают проблемы в коммуникации?

Конфликты и недопонимания – это норма общения между людьми. Но это не снимает ответственности с вожатого в ситуациях, когда эти конфликты происходят. В лагере мы сталкиваемся с усталостью (как физической, так и эмоциональной), которая часто не дает нам с понимаем относиться к другим людям, ведь умение оставаться спокойным в различных ситуациях – это тоже работа.

Кроме этого не следует забывать, что понятие "качественного отдыха" разнится у каждой категории людей, находящихся в лагере, поэтому всегда важно помнить, что, как сотрудник лагеря, вы в первую очередь транслируете ценности места, в котором работаете.

Но есть хорошая новость – любой конфликт можно решить или вообще избежать его. И как это сделать - разберемся прямо сейчас.

В лагере для вожатого существует 4 типа взаимоотношений: вожатый - ребенок, вожатый - родитель, вожатый - вожатый и вожатый - администрация. На данном занятии мы разберем 1 тип взаимодействия: вожатый - ребенок.
Для каждой возрастной категории мы можем выделить тот образ вожатого, который подсознательно или осознанно хочет видеть ребенок:
  • Младший возраст
    Роль "родителя". Тот человек, с которым можно почувствовать себя комфортно и защищенно.
  • Средне-младший возраст
    Вожак стаи. Тот человек, который может возглавить группу, поддержать различные идеи и повести за собой.
  • Средне-старший возраст
    Личный авторитет. Тот, кто не только проконтролирует у укротит аос, но и вдохновит идти за собой уже более глубокими личностными качествами.
  • Старший возраст
    Старший брат. Тот человек, который будет рядом, но проявит заботу ненавязчиво, сможет поддержать в нужный момент и когда плохо, и когда хорошо.
Одна их важнейших задач, с которой вожатый сталкивается в начале любой смены – постановка авторитета.
Важный момент! Поставить свой авторитет необходимо в организационный период (первые 3 дня) и поддерживать его на протяжении всей смены. Разберем универсальные шаги решения этой задачи:
  • Всегда держите
    своё слово
    Если вы вместе с детьми устанавливаете в отряде правила - они должны соблюдаться, даже если ребята попытаются в какой-то момент вас "прогнуть". Это важно в первую очередь потому, что так вы показываете непоколебимость тех требований, которые вы выдвигаете и себе и детям, что психологически дает им опору.
    1
  • Поддерживайте уважение
    к сотрудникам лагеря
    В рамках лагеря вы сотрудник, который транслирует определенные ценности, и выстраивает коммуникацию с другими. Как сотрудник вы поддерживаете авторитет лагеря перед детьми, поэтому необходимо транслировать им уважительное отношение к другим сотрудникам, а также контролировать их поведение в данном вопросе.
    2
  • Соблюдайте тайминги
    и режим дня
    Когда ребенок приезжает в лагерь, ему необходимо найти для себя опору. Одним из важных её элементов является режим дня. Чем более четко вы соблюдаете режим дня, тем более спокойно себя ощущают ваши дети, и тем легче с ними выстраивать коммуникацию.
    3
  • "Нет" любимчикам
    В начале педагогического пути может быть сложно не выделять детей, которые нашли больший отклик в душе. Но это необходимо, ведь как только дети начинают чувствовать особое отношение к определенному ребенку, ваш авторитет падает в их глазах, и вернуть его будет крайне сложно.
    4
  • Будьте честными
    Будьте с детьми искренними в своих действиях и словах. Но при этом помните, что они не ваши друзья, и есть та информация о вас, которую им знать не следует.
    5
  • Вожатый - пример
    соблюдения правил
    Предъявляя требования детскому коллективу, не забывайте, что дисциплина начитается с вас. Вы должны помнить, что лучший способ научить детей соблюдать правила – это соблюдать все правила самому и быть для них примером.
    6
  • Уважительно относитесь
    к каждому ребенку
    Как нельзя выделять "любимчиков", так и нельзя выделять тех, кто не нравится, каким бы неприятным не казался характер воспитанника Вы должны видеть в каждом ребенке личность и основывать на этом свою педагогическую деятельность.
    7
  • Помните про табу
    Нецензурная лексика, курение и алкогольные напитки остаются за бортом детского коллектива и не должно всплывать в вашей работе даже в виде упоминания.
    8
  • Сохраняйте эмоциональный баланс
    Важно иметь навыки регулирования своего эмоционального состояния, чтобы не "вывалить" его на детей, с которыми вы работаете.
    9
Мы уже говорили о том, что в лагере вы в первую очередь сотрудник, а значит транслируете ценности лагеря. Не бойтесь быть примером норм дисциплины не только для своих детей, но и для других воспитанников лагеря. С этим не нужно перебарщивать, но, тем не менее, при грубых нарушениях правил можно сделать замечания детям из других отрядов.
Общение с детьми в лагере должно носить воспитательный и развивающий характер. Как же стоит это делать? Мы можем выделить несколько способностей, на основе которых выстраивается коммуникация ребенка и вожатого в лагере:
  • Способность правильно понимать ребенка, видеть вещи его глазами.
  • Способность видеть в ребенке равноправную личность.
  • Готовность критически отнестись к самому себе и открыто признать критику в свой адрес со стороны воспитанников.
  • Умение везде и всегда говорить правду, не хитрить и не обманывать.
  • Владение чувством юмора.
  • Владение словом.
С самой первой встречи с детьми настройте себя психологически на бесконфликтное общение. В его основе лежит проявление вожатым таких качеств личности как эмпатияспособность проникать во внутренний мир другого человека, сопереживать, сочувствовать ему, и рефлексияумение видеть себя со стороны глазами ребенка.

Отдельно стоит отметить, что в работе вы будете сталкиваться с детьми, которые осознанно или не очень попытаются подорвать ваш личный авторитет. Такое поведение может встречаться по разным причинам, однако представим унифицированный механизм решения таких конфликтных ситуаций:

1. В моменте детского протеста осознайте, что сейчас он бунтует не против вас как личности, а против ваших педагогических действий. В связи с этим действуйте спокойно, не давайте негативно крашенную эмоциональную реакцию. В зависимости от ситуации стоит поддаться на протест ребенка или, наоборот, стоять на своём. Понимание, как лучше нивелировать конфликт, приходит с опытом.
2. Следующая ваша задача - понять суть детского недовольства. Здесь вы можете столкнуться с протестом против правил, требований, деятельности или ваших действий, как педагога. Это нормально - сталкиваться с детскими протестами, потому что они двигают развитие коллектива и ваши отношений с детьми.
3. Когда вы поняли суть проблемы, необходимо понять её корень. С чем связано то, что ребенок недоволен правилами? Какие черты его характера в этом раскрываются, что его задевает? Всё это можно выявить в личном разговоре.
4. Честно скажите о том, что чувствуете (лучший способ это сделать - "Я"-высказывание. Не "ты плохой, потому что не слушаешься", а "Мне неприятно, когда ты игнорируешь мои слова, ведь я это делаю из лучших побуждений".

Когда вы говорите о своих чувствах, ребенок начинает видеть в вас не только "правильного взрослого", но и реального человека. И становится мягче.
5. Обсудите, как можно решить данную проблему, как найти такой вариант решения, который устроить вас обоих? Такой формат решения конфликта называется сотрудничеством и явлется самым благоприятным.
6. Дайте друг другу обещание или заключите договор, в котором вы скорректируйте поведение ребенка, а также ваши действия или выдвигаемые требования.

Помните, что все конфликты решить реально. А если у вас возникают сложности, то всегда можно обратиться за помощью к старшему педагогическому составу.

Всё перечисленное выше - это набор инструментов для индивидуального подхода в работе с детьми. Но и в нём обязательно нужно знать грань, ведь, в зависимости от личности ребенка, иногда мы можем быть мягче или строже, веселее или серьезнее. Но такие переходы могут остро восприниматься другими детьми, поэтому всегда помните про баланс в своей работе.

Завершим занятие табличкой, в которой кратко собрана информация о том, что не может делать вожатый, и что он обязательно должен делать в своей работе с детьми:

НЕЛЬЗЯ:

нарушать права ребенка
унижать достоинство ребенка
быть халатным по отношению к жизни и здоровью детей
заводить с детьми личные отношения
выражаться при детях ненормативной лексикой
демонстрировать при детях вредные привычки
обсуждать коллег в присутствии детей
Ссориться, выяснять отношения с коллегами при детях
НЕОБХОДИМО:

беречь жизнь и здоровье детей
заботиться о психическом состоянии детей
способствовать самореализации детей
помогать решать сложные, конфликтные ситуации
помогать в реализации бытовых моментов жизнедеятельности
организовывать детский досуг
Made on
Tilda