✔ Физически выносливы, но стремятся к разнообразию деятельности.
✔ Начало полового созревания - девочки обращают внимание на внешний вид и мальчиков. У мальчиков начинается борьба за лидерство.
✔ Много активности = сильный аппетит, если нет возможности перекуса, пейте больше воды.
✔ Критическое мышление - могут сомневаться в авторитетах: "А почему мы должны вас слушать?".
Что делать:
➜ Объяснять правила логически: "Мы не можем провести мероприятие по мемам, потому что оно не соответствует возрасту аудитории").
➜ Давать выбор: "Выбирайте: сначала займёмся подготовкой отрядного уголка или после матча по футболу?".
✔ Чувство справедливости:
➜ Остро реагируют на нечестность → важно равномерно распределять нагрузку между всеми.
✔ Эмоциональная неустойчивость - могут резко обижаться или бросать дело при неудаче.
Что делать:
➜ Учить преодолевать трудности: "Давай попробуем ещё раз, но по-другому".
➜ Хвалить за усилия, а не только за результат.
✔ Групповая идентичность - держатся компаниями по интересам.
Что делать:
➜ Смешивать группы в заданиях (например, 2 ответственных из разных компаний за написание сценария).
✔ Потребность в признании - хотят выделиться, но боятся быть "белыми воронами".
Что делать:
➜ Если ребёнок не хочет танцевать вместе со всеми, дайте ему другую роль. Например, выступать не на сцене, а читать текст из-за кулис.
Задача вожатого - оказывайте поддержку и всегда будьте рядом, но не забирайте самостоятельность.