КТД: краткий путеводитель для вожатых

КТД — это методика организации групповой деятельности, при которой дети вместе придумывают, планируют и проводят мероприятие, а вожатый выступает лишь как помощник и направляющий.
Разработана в 1960-х годах педагогом Игорем Ивановым (коммунарская методика).

Цель КТД
  • Внешняя цель

    (зачем это тебе как вожатому?)

    Примеры:

    ➜ Сплочение коллектива посредством совместной (без участия взрослого!) творческой деятельности.
    ➜ Раскрыть потенциал каждого ребёнка из отряда.
    ➜ Создать ситуацию успеха для конкретных детей и всего отряда.
  • Внутренняя цель

    (зачем это делают сами дети?)

    Примеры:

    Создание отрядного уголка, подготовка его к защите.
    Постановка творческого номера к концерту открытия смены.
    Организация и проведение общелагерного мероприятия.
Мы относим к КТД не только мероприятия общелагерного характера, реализуемые детьми, как это принято, но и более мелкие задачки по типу создания отрядного уголка или подготовки номера, т.к. слово «мероприятие» означает совокупность действий, нацеленных на выполнение единой задачи, что не противоречит исходному значению, а дополняет его.
Основные принципы КТД
  • Совместное творчество
    Все этапы (от идеи до реализации) делают сами дети, а не вожатые.
    В КТД принимают участие все дети.

    Задача вожатого - организовать процесс так, чтобы все были включены, каждому найти роль.
  • Равноправие
    ➜ Каждый вносит вклад по своим способностям: кто-то рисует, кто-то пишет сценарий.

    ➜ Право голоса имеет каждый ребёнок.

    Задача вожатого - научить детей обсуждать и договариваться.
  • Социальный характер
    Дело должно быть направлено на пользу для других, иметь цель, которая важна для всех участников.

    Задача вожатого - выявить эту цель совместно с детьми, обозначить её и напоминать ребятам, если они уходят от неё.
  • Высокая мотивация
    Все участники дела должны быть замотивированы на его выполнение, осознавать его значимость. Если нет желания, не будет и результата.

    Задача вожатого - поддерживать мотивацию детей и вдохновлять их.
Задачи КТД
  • Формирование и развитие коллектива;
  • Развитие личности каждого ребенка, его способностей, индивидуальности;
  • Развитие творчества как коллективного, так и индивидуального
Что стоит учитывать при организации КТД с разными возрастами?

Младший возраст

(7-9 лет)

Частая смена деятельности - одну задачу могут выполнять 15-20 минут, далее им необходимо менять деятельность.
Соблюдение режима - рост тревожности при ненормированной загруженности.
✔ Вера в сказку - любят игры, представления, квесты.
✔ Конкретное мышление - не понимают абстрактных инструкций. Чётко проговаривай, что нужно сделать, а лучше сам покажи.

Задача вожатого - совместно с детьми формулировать проблему (зачем мы это делаем?), цель (что мы хотим сделать?), этапы (как мы можем это сделать?), распределение ролей (кто хочет этим заняться?). Организовывать процесс и распределять дела, не забирая задачи у ребят.
Средний возраст (10-12 лет)
✔ Физически выносливы, но стремятся к разнообразию деятельности.
✔ Начало полового созревания - девочки обращают внимание на внешний вид и мальчиков. У мальчиков начинается борьба за лидерство.
✔ Много активности = сильный аппетит, если нет возможности перекуса, пейте больше воды.
✔ Критическое мышление - могут сомневаться в авторитетах: "А почему мы должны вас слушать?".
Что делать:
Объяснять правила логически: "Мы не можем провести мероприятие по мемам, потому что оно не соответствует возрасту аудитории").
Давать выбор: "Выбирайте: сначала займёмся подготовкой отрядного уголка или после матча по футболу?".
✔ Чувство справедливости:
Остро реагируют на нечестность → важно равномерно распределять нагрузку между всеми.
✔ Эмоциональная неустойчивость - могут резко обижаться или бросать дело при неудаче.
Что делать:
Учить преодолевать трудности: "Давай попробуем ещё раз, но по-другому".
Хвалить за усилия, а не только за результат.
✔ Групповая идентичность - держатся компаниями по интересам.
Что делать:
Смешивать группы в заданиях (например, 2 ответственных из разных компаний за написание сценария).
✔ Потребность в признании - хотят выделиться, но боятся быть "белыми воронами".
Что делать:
➜ Если ребёнок не хочет танцевать вместе со всеми, дайте ему другую роль. Например, выступать не на сцене, а читать текст из-за кулис.

Задача вожатого - оказывайте поддержку и всегда будьте рядом, но не забирайте самостоятельность.
Старший возраст (13-15 лет)
✔ Быстрая утомляемость - чередуйте активную деятельность с отдыхом.
✔ Повышенное внимание к внешности - могут отказываться от активностей из-за комплексов.
✔ Обостренное чувство справедливости - резко реагируют на необъективность.
Что делать:
Четкие равные правила для всех.
Возможность апелляции.
✔ Потребность в самоутверждении - провоцируют конфликты с авторитетами - в отряде и в лагере.
Что делать:
Давать "взрослые" поручения.
Создавать ситуации успеха.
Конфликт поколений - проверяют границы дозволенного.
Что делать:
Четкие обозначение правил с объяснением запретов и обсуждением последствий. Например, не запрещать категорически включать на дискотеке песни с матом, а задавать вопрос: "А как эта песня повлияет на ребят помладше? Точно ли это то, что им стоит слушать?"

Задача вожатого - давать детям свободу, но контролировать рамки.

Этапы создания КТД
Предварительная работа
На этом этапе вожатый вместе с детьми определяют конкретные задачи данного КТД, намечают свои действия, необходимые для выполнения этих задач.
Коллективное планирование
На этом этапе определяются форма и содержание дела. Форма определяет, как будет проходить это дело. Содержание отвечает на вопрос «Что будет происходить?», это та деятельность, которая будет происходить в течении КТД.
Коллективная подготовка
На этом этапе проходит выполнение задач по зонам ответственности под контролем назначенных детей. В рамках привычного понимания КТД формируется совет дела - временная инициативная группа, осуществляющая контроль процесса.
Проведение дела
Каждое дело должно быть реализовано. Творческий номер - показан на сцене, отрядный уголок - представлен общественности, мероприятие - реализовано.
Коллективное подведение итогов
Происходит на общем сборе в формате рефлексии. Анализ позволяет учиться на собственном опыте, отмечать рост, развитие детей и взаимоотношений в отряде.
Последействие
Вожатый оценивает влияние КТД на участников процесса и планирует следующие шаги. Дети, воодушевлённые успехом, обсуждают и предлагают идеи, что они могут сделать ещё.
Даже если реализация дела прошла не так успешно, как хотелось бы, важно это отрефлексировать, дать и положительную, и отрицательную обратную связь и проговорить, что в следующий раз вы сделаете иначе.

Главным педагогическим результатом является процесс подготовки и организации дела, а не его внешний результат.
Пример реализации КТД с отрядом в формате постановки номера
  • 1 Предварительная работа
    Вожатый собирает отряд и рассказывает, что скоро состоится концерт, на котором все отряды будут выступать с творческими номерами. Сообщает подробное т.з. от старшего пед.состава и предлагает вместе подумать, что они могут сделать, какую мысль заложат в номер.
  • 2 Коллективное планирование
    Совместным обсуждением отряд приходит к пониманию того, что они будут делать (содержание дела) и как это будет реализовано (форма дела). Например, номер на сцене (форма) будет представлен танцевальным выступлением (содержание).

    Здесь же вы ставите конкретные задачи. Например, подобрать музыку, поставить танец, организовать репетиции. Также не забываем про распределение зон ответственности и установку сроков.
  • 3 Коллективная подготовка
    На этом этапе все ребята готовятся к выступлению - репетируют, готовят костюмы. Важно быть рядом, не допускать конфликтов, подсказывать, если что-то идёт не так.

    Важно: столкновение интересов - не всегда конфликт, который нужно решать. Помогите детям договориться, прийти к компромиссу.
  • 4 Проведение дела
    Здесь происходит само выступление отряда. Ребята будут волноваться, поэтому вожатому важно поддержать их, успокоить и воодушевить.
  • 5 Коллективное подведение итогов
    Сразу после выступления вожатый поддерживает ребят и благодарит за выступление. Дай ребятам возможность насладиться успехом, прожить момент.

    Разбор того, что получилось, а что нет происходит уже потом, в удобный момент, когда весь отряд может собраться.
  • 6 Последействие
    Рефлексия по итогам выступления - отличный момент для тебя, чтобы вдохновить ребят на новое дело. Например, проговорить, что в следующий раз можно сделать лучше и предложить показать это на следующем концерте.
Made on
Tilda