Изменения и свобода: успешная работа с младшими подростками в детском лагере!

Возрастные рамки младших подростков - 11-13 лет.

Этот возраст — переходный мост между детством и отрочеством, когда происходят ключевые физиологические и психологические изменения. Дети уже не малыши, но ещё не старшие подростки.


В детском лагере это именно тот отряд, в котором девочки выше мальчиков и уже активно красят брови и губы, а мальчики увлекаются аниме или компьютерными играми. Коллектив таких детей разношёрстный и очень неустойчивый – если не держать руку на пульсе, вы можете столкнуться с рядом проблем.


Мы с вами постараемся понять, как эффективно работать с таким коллективом и отдельно взятым индивидом, как возрастные особенности этих ребят влияют на адаптацию в лагере и в отряде, а также подумаем, как стать для них авторитетом.

Возрастные особенности младших подростков
Ведущий вид деятельности в этом возрасте - социальное общение. Эти ребята часто объединяются в микрогруппы, в которых по большей части имеют одну единую точку зрения на ту или иную проблему. Именно поэтому работать с такими ребятами лучше всего через коллектив. Остаться без внимания группы сверстников для них очень болезненно, поэтому они очень редко идут против мнения коллектива, даже если и позиционируют себя ярыми индивидуалистами.

Поговорим о физиологических особенностях:
  • Начало полового созревания
    У девочек начинается в 10-12 лет, у мальчиков — 12-14.

    Проявления:
    Быстрый рост (иногда до 10 см в год!).
    Изменение пропорций тела (неловкость движений).
    Повышенная потливость, жирность кожи.

    Что делать:
    В лагере предусмотреть возможность чаще принимать душ.
    Не акцентировать внимание на внешности ("Ты вымахал!" → "Какой ты теперь высокий!").
    Провести деликатные беседы о гигиене (без привязки к возрасту — "У нас в лагере все пользуются дезодорантом").
  • Энергия vs. Усталость
    Проявления:
    ✔ Резкие скачки активности: от гиперактивности до апатии.
    Быстро утомляются из-за гормональной перестройки.
    Что делать:
    Чередовать спортивные игры (40 мин) и творческие занятия.
    Вводить "тихий час" даже для этого возраста (но называть его "время релакса"), чтобы они не чувствовали себя маленькими.
Психологические особенности:
Эмоциональные качели
Проявления:
✔ Перепады настроения: от смеха к слезам за 5 минут.
✔ Обидчивость: могут замкнуться из-за случайного слова.

Что делать:
Давать "право на эмоции": "Я вижу, ты расстроен. Хочешь поговорить?".
Использовать игры для снятия. напряжения:
"Кричалки в лесу" (выплеснуть эмоции), сработает даже просто выйти покричать на дерево.
Дыхательные упражнения.
Критическое мышление + наивность
Проявления:
Начинают сомневаться в авторитетах: "А почему мы должны вас слушать?".
Ещё верят в справедливость и идеалы.

Что делать:
Объяснять правила логически:
Не "Так надо!", а "Мы идём строем, чтобы никто не потерялся"
Поддерживать дискуссии: "Как вы думаете, почему это важно?".
Самооценка: от мании величия до самоуничижения
Проявления:
Могут переоценивать способности, но пасуют при неудаче.
Сравнивают себя с другими: "Я хуже, чем Петя".

Что делать:
Давать посильные задачи с постепенным усложнением.
Хвалить за усилия, а не только результат: "Я видел, как ты старался — это круто!"
Социальное поведение
Групповая идентичность
Проявления:
Объединяются в микрогруппы по интересам.
Разделяют всех на "своих" и "чужих".

Что делать:
Смешивать группы через игры-ледоколы.
Создавать общие традиции: тайное рукопожатие, кричалки.
Помогать детям налаживать дружеские взаимоотношения.
Потребность в статусе
Проявления:
Хотят выделиться, но боятся быть белыми воронами.

Что делать:
Давать возможность высказаться, устраивать советы отряда, дебаты.
Давать специальные роли:
"Главный по реквизиту"
"Судья честности" в играх
Проводить конкурсы с номинациями:
"Лучший стратег", "Генератор идей"
Гендерные отношения
Проявления:
Первая влюблённость (часто — "на публику")
Мальчики и девочки то дружат, то "воюют"

Что делать:
Не акцентировать внимание на парах.
Включать смешанные задания.
Поиск себя
Проявления:
Физическое развитие влияет на осознание своей роли в социуме. Ты уже не просто ребёнок, а мальчик или девочка.
Мысли приобретают философский характер: "Кто я в этом мире?".
Формирование собственных взглядов, вкусов, предпочтений. Ребята в этом возрасте активно отстаивают свои убеждения, что может быть грубым или резким.

Что делать:
➜ Разговаривайте с ребятами о их жизни, об их увлечениях, интересах. Не обесценивайте.
➜ Реализация через творчество. Предлагайте ребятам разные форматы мастер-классов и используйте творчество в отрядной деятельности.
Подбирайте форматы мероприятий, в которых ребята будут больше узнавать друг друга и находить друзей по интересам.
Позиционирование себя взрослым
Проявления:
Не смотря на то, что каждый подросток считает себя взрослым, настоящих взрослых часто обесценивает. Не готовы слушать их советы, указания.

Что делать:
Общаться не через давление, а через собственный пример и утверждение авторитета внутри команды.
✔ Быть честным и справедливым.
Важно сохранить баланс между "я в детском коллективе" и "я взрослый".
✔ Стать "своим" в коллективе - найти общие темы для разговоров. Вспомни, чем ты увлекался в подростковом возрасте, изучи тренды.

Важно: какими бы странными ни были увлечения детей, поддерживайте разговор, ведь им это важно. Главное, чтобы они не нарушали закон - ни в лагере, ни за его пределами.
Чего делать не стоит:
More products
Несколько форматов мероприятий для работы вожатого
  • Квест
    Формат мероприятия, когда команды перемещаются по станциям и выполняют задания, собирая артефакты:

    «Побег с корабля» – нужно найти «ключи» (подсказки), решая логические задачи на этапах (станциях).

    1
  • Спортивные состязания
    Соревнования во всём их многообразии с другими отрядами:

    Футбол, пионербол, баскетбол
    Весёлые старты

    2
  • Творческий конкурс
    Выполнение заданий в любом творческом направлении, дополненные современными тенденциями:

    «Тикток-челлендж» – создать смешные ролики про лагерь.
    «Мем-шоу» – нарисовать мемы про вожатых/события смены.
    «Голос. Лагерная версия» – караоке с жюри из других отрядов.
    3
  • Ролевая игра
    Каждый ребёнок из отряда примеряет на себя роль персонажа по сюжету, заданному ведущим. У каждого игрока есть характеристика, цели игры, возможно добавление предметов.

    4
  • Социальный эксперимент
    Узнавая мир и свою роль в нём, подросткам будет интересно проверить себя на прочность:

    «День без гаджетов» - проверяем, смогут ли ребята провести день без телефона
    «Ты очень милый» - говорить разным ребятам из разных отрядов приятные слова в течение дня.
    ➜ "Стена доверия" - организовать пространство, куда каждый ребёнок может анонимно написать свои переживания.
    5
  • Дети-детям
    Проведение образовательных занятий для ребят самими подростками:

    ➜ Плетение фенечек - популярный вид творчества среди детей и очень занимательный.
    ➜ Танцевальный мастер-класс - один-два ребёнка обучают всех желающих тому жанру, в котором они сами развиваются.

    6
  • Дебаты
    Реализуй стремление подростков быть услышанными, организовав полноценные дебаты или проведя упражнение Джеффа:

    Пространство делится на 3 части: "Да", "Нет", "Не знаю". Ведущий задаёт детям высказывание, на которое они однозначно отвечают и переходят в часть пространства в соответствии с ответом. Далее ведущий предлагает высказаться разным ребятам, почему они думают именно так.
    7
  • Конкурсная программа
    Для эмоционального выплеска иногда полезно просто долго посмеяться. Адаптируй популярное теле-шоу, пригласи ребят в качестве звёзд и устрой конкурсы:

    ✔ "Неигры" - можно взять разные забавные этапы.
    ✔ "Караоке клаб" - задания на "прокричаться".
    ✔"Я себя знаю" - возможность и узнать друг друга лучше, и похихикать со смешных историй.
    8
Выстраивая работу с подростками, помни, что ты - часть коллектива, но всегда остаёшься взрослым человеком, ответственным за их жизнь и здоровье.

Помни про:

1. Цензуру - следи за трендами, чтобы фильтровать шутки детей, музыку для прослушивания, темы обсуждений.
2. Безопасность - ребятам должно быть спокойно и эмоционально, и физически.
3. Добровольность - не заставляй, работай через разговор и личный интерес ребёнка к участию.
4. Рефлексию - ребята готовы учиться и осмыслять происходящее, чаще проговаривай с ними, как прошло событие, как они себя в нём чувствовали, что они вынесли с него.
5. Доверие - младшие подростки могут делать многое и хотят, чтобы им доверяли.
Made on
Tilda